Мат в интернете: виртуальная борьба с реальной проблемой

Российские законодатели, вдохновившись, по-видимому, внедрением в практику блокирования вредного для детей контента в интернете, все чаще выступают с инициативами по расширению сферы ограничений в сети.

Российские законодатели, вдохновившись, по-видимому, внедрением в практику блокирования вредного для детей контента в интернете, все чаще выступают с инициативами по расширению сферы ограничений в сети.

Последняя по времени такая инициатива, не только приобретшая шумную известность, но и вызвавшая бурные обсуждения с участием людей, занимающих серьезное положение во власти и интернет-бизнесе, — это намерение главы комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной законодательно установить требование блокировать доступ к интернет-сайтам, на которых замечено употребление нецензурной лексики

Ряд последовавших в течение последней недели обсуждений этого предложения выявил два принципиально разных подхода к проблеме: следует ли бороться с виртуальной средой распространения мата — интернетом или все же нужно бороться с реальным падением общего уровня культуры общения в стране, порождающим терпимость к употреблению ненормативной лексики.

Одна из наиболее показательных дискуссий на эту тему состоялась во вторник во время круглого стола в Госдуме.

Чего хотят законодатели

Первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи женщин и детей Ольга Баталина считает, что необходимо подумать о дополнительных правовых мерах регулирования поведения в интернете.

«Все то, что является оскорбительным в реальной жизни, является оскорбительным и в интернете. Если для этого (борьбы с оскорбительными проявлениями — ред.) необходимы дополнительные правовые нормы, давайте подумаем о них», — сказала Баталина.

Депутат также полагает, что удержать людей от использования матерных слов одна лишь их внутренняя культура не сможет — необходима еще и законодательная ответственность в виде статей административного и уголовного кодекса.

Баталина при этом вроде как забыла, а может быть и не знает, что вполне себе благополучно существует статья 213 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за хулиганство «то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу». Явное неуважение к обществу трактуется в этом случае как умышленное нарушение установленных в нем правил поведения, которое носит демонстративный характер. Оно может проявляться, например, в бесчинстве, унизительном обращении с гражданами.

Ответственность по этой статье установлена весьма серьезная: от обязательных работ на шесть суток до лишения свободы на пять лет.

Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) есть статья 20.1., касающаяся мелкого хулиганства, то есть правонарушения, не повлекшего тяжких последствий, подпадающих под действие Уголовного кодекса. Этот вид правонарушений определяется как «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах». Наказание — штраф до 1 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Как можно увидеть, в том, что касается борьбы с матом, дело не в отсутствии нормативных тормозов для любителей нецензурщины, о чем сожалеет Баталина: законы как раз есть. Но пройдитесь по улице любого населенного пункта России, включая столицу, — и вы поймете, что они нисколько не мешают весьма многим гражданам выражаться, как им заблагорассудится. А много вы знаете случаев, когда кого-то хотя бы оштрафовали за «явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах»?

Получается, что бороться с матом в реальной жизни трудно, несмотря на наличие и законодательной базы, и правоохранительных структур для ее применения. Это, возможно, и побуждает законодателей перенести борьбу в виртуальную сферу интернета, где придется иметь дело не с реальными хулиганами, а с приличными людьми, чьи сайты будут блокироваться.

Когда ждать мат-фильтров в сети

Инициатор виртуального похода против нецензурщины Елена Мизулина заявила во вторник, что в осеннюю сессию в Госдуме пройдут большие слушания на эту тему.

«Законодательных инициатив в комитете нет. Мы не готовы их разрабатывать, потому как пока непонятно, что разрабатывать. Мы договорились, что проведем осенью в Думе парламентские слушания, где предложим презентовать различные варианты защиты детей в интернете», — сказал Мизулина.

Не исключено, что итогом этих слушаний станет появление очередного законопроекта, который расширит рамки блокирования интернет-ресурсов.

Что делать

Состоявшееся обсуждение, впрочем, выявило, что значительное большинство государственных людей и общественных деятелей ясно видят, что вопрос не в интернете, а в общей атмосфере в обществе.

Выступивший на круглом столе во вторник в Госдуме замруководителя Роскомнадзора Максим Ксензов сказал: «Мы, наверное, должны, прежде всего, заботиться о том, чтобы воспитывать детей с самого начала. Воспитанные люди, обнаруживая нецензурную лексику, либо проигнорируют ее, либо уйдут сразу. Надо воспитывать людей, детей».

Сенатор Руслан Гаттаров также высказал мнение, что нецензурную лексику нужно контролировать в реальной жизни, а не блокировать бесчисленное множество страниц в интернете. Он считает, что блокировка сайтов не является эффективным решением проблемы доступа детей к нецензурной лексике. Сенатор предложил заняться вопросом оснащений школ реально работающими фильтрами, пропускающими детей лишь на проверенные интернет-ресурсы с доброкачественным содержанием.

Впрочем, по мнению представителя Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Ирины Левовой, одними фильтрами проблему не решишь. Левова отметила, что именно родители определяют методы воспитания и границы доступной информации для своих детей, и вот в этом возможность фильтровать информацию сможет помочь родителям.

Удастся ли зачистить сеть от мата

Помимо возражений по поводу полезности введения ограничений в интернете как средства борьбы с матом, специалисты указывали также на технические и юридические сложности такого подхода.

Эксперт РАЭК Матвей Алексеев заявил, что отфильтровать мат в интернете в полностью автоматическом режиме невозможно: попытка организовать фильтрацию нецензурных выражений приведет к тому, что это скажется на оперативности и может замедлить работу технических систем интернета.

Читать также: «Отфильтровать мат в интернете невозможно — эксперт»>>

Известный интернет-специалист Игорь Ашманов обращает внимание на то, что вопрос блокирования ресурсов из-за содержания в них мата, мягко говоря, неоднозначен с юридической точки зрения. По его мнению, технически фильтровать информацию может и можно. Но для этого нет юридических оснований, как минимум в вопросе определения круга нецензурной лексики. Словарь или список нецензурных выражений не может быть сформирован, из-за огромного количества вариаций написания и преобразования основных матерных слов.

Правоту Ашманова нельзя не признать, если вспомнить попытки Координационного центра национального домена сети интернет получить экспертно одобренный список нецензурных слов для включения их в стоп—лист доменных имен на русском языке. Попытка окончилась ничем, потому что эксперты затруднились дать исчерпывающий список таких слов и ограничились рекомендацией составлять стоп-лист, исходя из здравого смысла.

В целом проходившая в течение недели на разных площадках дискуссия показала, что в борьбе с матом важно, как, впрочем, и всегда, четко различать причину и следствие. Можно попытаться очистить интернет от мата, однако вряд ли от этого он исчезнет на улицах. Можно заблокировать упоминания о наркотиках в сети, но от этого они не уйдут из дворов и из школ. А вот если добиться устранения негативных явлений из реальной жизни, то в интернете их наверняка станет меньше. Но это, разумеется, труднее.

Источник: РИА Новости

Comments are closed.