Parents as an obstacle to the development of the Internet for children

There are at least two terms in the phrase “children’s Internet” that require explanation namely children and internet. If one grasps what is behind those terms, it becomes possible what has to be done of children’s Internet becomes a problem.

When does interaction between a child and the Internet start?

 

Let us have a look at several examples. When a child is born, his or her parents often publish their photos online. Or they might set up a separate account for their child and publish photos, note down first words and tell stories.

On parental online forums mothers often share the experience and describe some issues, health problems, giving birth and many other aspects of their newborn’s life. Some people maintain anonymity, other share the information openly.

Another example. Parents often list their child’s details on various electronic databases of hospitals, youth centers, shops, entertainment centers, etc. More often than not this information is not public, but it does not mean that nobody is going to find it out.

These examples show that children appear on the Internet long before they start playing online games or use any kind of software.

Why do parents like Internet?

On the Internet some parents get their identity of mothers and fathers. Modern young adults often see a baby only when they get their own one. The connection between generations is not as strong, but even if a mother used to tell her daughter how to take care of a baby, within the frame of a small family, she could hardly show it on example. Internet becomes the best source of knowledge about children.

So what do parents do on the Internet? It is clear that they live their own network lives, use social networks, search for information, work and have fun. In addition they have some parental practices namely online shopping, downloading useful software, finding friends for holidays with children and read articles. In the end many of them become specialists in raising children, start whiting their own articles or start their own business. However, when a child starts using the Internet, they begin to panic.

Internet is a scary urban myth

Panic starts because parents want to behave in accordance with the norm and follow the rules of good parents. And these rules start with protecting a child from harmful websites even if their danger has not been proven. Scary Internet with its pedophiles and pornography may be called an urban myth, which exists within the modern society. It is similar to GMO, bacteria in yogurt and many others. Many legends do get scientific support, but equally often they do not get any at all.

В любом случае, мифы сразу же превращают людей в героев собственного сюжета. Родители становятся параноидально заботливыми и забывают о своих навыках безопасного использования интернета. Дети в такой ситуации либо начинают немедленно искать секс, насилие и наркотики в сети, либо оказываются жертвой для анонимных маньяков. В конце концов, возникает сам Интернет. Пропадают книги, сайты, игры, справочники. Возникает единый, общий и кишащий противоречиями Интернет как целое, не равное сумме частей. Планшет или компьютер, телефон или плеер — неважно, каков девайс, неважно, каков контент, поскольку появляется «ребёнок в интернете».

Политики, исследователи и представители индустрии добавляют причин для страха, находя новые объекты риска: излучение, педофилы, троллинг в школе, взломы аккаунтов. Но рано пугаться, читая статистику вроде “больше половины детей даёт контакты незнакомцам”. Пора разобраться, что это значит: какие контакты, и насколько незнакомы между собой пользователи, когда обмениваются контактами. Может оказаться, что в половине таких случаев речь идёт о знакомстве с единомышленниками по какому-нибудь хобби или друзьями друзей. Но цифры являются достаточно мощной современной религией, и вера в них не терпит скептических опровержений.

Кто придумал Интернет?

Интернет как целое не существует. Об этом периодически пишут российские и западные публицисты, нередко напоминают деятели отрасли, в конце концов это можно наблюдать на примере отношения к детскому интернету.

Много ли найдётся людей, уверенных, что электронные книги — зло?

Согласится ли большинство родителей и учителей с тем, что использование онлайн-справочников и словарей стоит запретить?

Уверены ли мы, что все разные видеоигры одинаково вредны для наших детей?

Действительно ли социальные сети препятствуют обычному общению?

Скорее всего, ответ на эти вопросы — “нет”. Но когда дело доходит до “интернета вообще”, всё меняется.

Но давайте посмотрим на дело с другой стороны. Почти всегда общение детей и взрослых опосредовано (общение взрослых тоже опосредовано, но несколько иначе, мы редко используем вещь, чтобы обозначить ситуацию “игры” или “обучения”, у взрослых и детей общение чаще всего подчинено какой-то цели). Как и любое общение, оно протекает с помощью вещей: мы читаем ребёнку книгу, смотрим вместе фильм, играем, ходим в музей или кино. Но совместное использование Интернета так и не становится общепринятой практикой. Родители отдельно, дети отдельно. И это — самое удивительное во всей истории, родители оказываются не помощниками, а противниками в развитии детского интернета.

Это странная ситуация.

Дети очень рано оказываются в интернет-простарнстве, и отнюдь не по своей воле.

Едва ребёнок подрастает, родители ретиво защищают его от того же самого Интернета (на самом деле, от совсем другого).

Детские проекты преимущественно созданы для детей без родителей, и соответственно, родителей без детей. Чтобы появились другие, либо дети, либо родители должны быть вовлечены в это создание проектов.

Пока “детская” экономика в любом секторе — от кроватей до мобильных приложений устроена в соответствии с представлением о норме, которая задана свыше: производителем. В этом смысле Интернет отнюдь не исключение, потому что это связано с идеей, что детство нуждается в контроле и регулировании со стороны общества. (Нужно заметить в скобках, что эта ситуация меняется, но медленно и в редких сегментах: средние родители не купят детское питание десятимесячному ребёнку, если на нём написано “с 12 месяцев”)

В итоге получается три мира и три детства: у родителей, которые пользуются интернетом сами, у родителей, следящих за детьми в интернете и наконец, у производителей интернет-сервисов.

Что делать?

В первую очередь, нужно работать с разными поколениями и социальными группами, а не только маленькими детьми и родителями. Уже сейчас подрастают те, кто родился в присутствии Интернета (в конце 90-х). Они много увидели (может быть, даже чересчур), и сейчас могут оценить свой опыт. И помочь другим получить свой. Эти молодые люди могут стать посредниками между родителями и детьми, учителями и детьми. Пока не очень ясно, в каком статусе они могут выступить. Вероятно, это старшие братья или сёстры, старшеклассники, ведущие кружок или волонтёры.

Во-вторых, может оказаться действенной самоорганизация родителей. Достаточно посмотреть на изменения в медикализации родов и ухода за маленькими детьми: именно экспертное сообщество, в том числе и внутри врачебной среды влияет на рост “естественного” подхода к родительству.

Но в теме Интернета эта самоорганизация пока возникает только в алармистском ключе: какой страшный интернет надвис над нами. Действенная самоорганизация предполагает, что родители, сами не чуждые умению обходиться с сетевыми сервисами, создают что-то для детей или взаимодействуют с создателями.

Для примера можно посмотреть на развитие дизайна детской одежды в России. Достаточно долго рынок существовал в основном из продолжения советских традиций, массового завоза китайской продукции и западных марок, редких и дорогих. Сейчас возникают магазины и собственные производители с другой культурой, качеством, близким к европейскому, но ценами, приемлемыми для класса чуть выше среднего. Возможно, так и новые крупные компании будут возникать, но в любом случае всё началось с родительской деятельной самоорганизации.

Наконец, есть третий вариант. Его хорошо поймут родители маленьких детей, которые рано или поздно убеждаются: годовалому ребёнку папины и мамины вещи куда интереснее любых игрушек. Кастрюли, книги, носки, запонки — всё идёт в ход. Задача в таком случае — не заменить все взрослые вещи на детские, а сделать взрослые — безопасными. Возможно ли сделать то же самое с интернет-сервисами? Да, но это потребует изменить классическую модель “сплавить ребёнка в интернет”.

Author: Polina Kolozaridi

Source: “Razumniy Internet” Foundation

Comments are closed.